Авто Статьи > Авторынок > Система «trade-in» на авторынке России: плюсы и минусы
Система «trade-in» на авторынке России: плюсы и минусы

Не так давно на автомобильном рынке России появилась новая услуга – трейд-ин (от английского trade in – отдавать что-либо в уплату), то есть замена старого авто на новый с доплатой разницы в стоимости. Несмотря на то, что эта система на российском рынке еще до конца не прижилась, в мире она давно и успешно используется.

Суть заключается в том, что человек, решивший купить новый автомобиль, не мог избавиться от старого. Зачастую мысль о покупке в таких случаях отходила на задний план. Трейд-ин помог решить эту проблему. Так что изначально идея «трейд-ин» зародилась для увеличения продаж новых автомобилей, а не для перепродажи подержанных машин.

На российских просторах «трейд-ин» применяется не так давно. Основная масса подержанных машин продается и покупается на авторынках. И лишь каждый шестой автомобиль проходит через автосалоны. Тогда как в европейских странах по системе «трейд-ин» продается около 80 % автомобилей.

Одной из причин такого положения в России является несовершенство законодательства в этом вопросе. К сожалению, достаточно развит так называемый фальшивый трейд-ин. Автосалон заключает с продавцом договор комиссии и просто выступает посредником в продаже, не неся никакой ответственности. Покупатель и продавец сами оговаривают некоторые условия сделки.

В действительности продажа автомобилей происходит следующим образом. Владелец автомобиля заключает с автосалоном договор комиссии, который имеет два вида. Первый – автосалон (комиссионер) выплачивает деньги по договору комитенту (лицу, сдающему автомобиль) сразу, не дожидаясь его продажи третьему лицу. Второй – автосалон выставляет авто на продажу, и владелец этой машины дожидается момента продажи новому владельцу.

Первый вариант в большинстве случаев считается наиболее удобным для обеих сторон. Он позволяет сэкономить время комитента. Автосалон же чуть выше оценивает свои риски в сделке и получает больше прибыли. В любом случае по договору комиссии покупатель и продавец могут даже не встречаться друг с другом. Всю работу по продаже берет на себя автосалон.

Теперь об НДС. До недавнего времени в вопросах налогообложения царил беспорядок. В некоторых случаях применялся повторный налог НДС, которым облагался еще и автосалон. Соответственно цена продаваемого по системе трейд-ин автомобиля была значительно выше, чем на авторынках. Естественно, такая сделка была неконкурентоспособной.

Российское законодательство не оставило этот вопрос без внимания. 4 декабря 2008 года Президент РФ принял и подписал федеральный закон № 251-ФЗ «О внесении изменений в ст. 154 и ст. 164 части второй НК РФ». Согласно этому закону «… порядок определения налоговой базы при исчислении НДС в отношении операций по реализации автомобилей, приобретенных для последующей перепродажи у физических лиц … определяется как разница между ценой реализации автомобиля с учетом НДС и ценой его приобретения у физического лица».

Данный закон вступил в силу с 1 апреля 2009 года. Тем самым поставлена точка в налоговых спорах. Чтобы быть принятым на комиссию автомобиль должен удовлетворять определенным условиям.

1. «Чистая биография» автомобиля и подлинность всех документов. Очевидно, что числящийся в угоне автомобиль никто на продажу не возьмет.

2. Возраст автомобиля. В России возраст автомобиля, принимаемого на комиссию, не должен превышать трех лет от даты выпуска, указанной в ПТС (паспорте транспортного средства).

3. Ликвидность машины на рынке. Очень неохотно автосалоны принимают авто, которые более трудно продать. Это касается дорогих моделей, а также раритетных, эксклюзивных.

4. Техническое состояние. Данный критерий имеет значение больше для продавца. Чем лучше состояние, тем более высокую прибыль получает владелец.

Существуют также условия, при которых автомобиль не будет принят.

1. Таможенная очистка. Если не оплачены или оплачены лишь частично таможенные сборы и пошлины при возе через границу. Это условие затрагивает только автомобили иностранного производства.

2. Полная или частичная утрата номеров узлов и агрегатов. Подобное происходит в ряде случаев: некачественный ремонт двигателя или кузова, либо ремонт без документального подтверждения; коррозия или гниение номера; автомобиль, числящийся в розыске в базах ГИБДД.

3. Несоответствие автомобиля требованиям безопасности и принятым стандартам (ремонт был произведен у неофициального дилера, отсутствие предусмотренных конструкцией подушек безопасности и т.п.).

Перед продажей автомобиля по системе трейд-ин рекомендуется провести предпродажную подготовку. Для начала необходимо привести машину в порядок – почистить салон, помыть двигатель, при необходимости подкрасить кузов, обработать мовилем. Рекомендуется заменить расходные материалы: лампочки, тормозные колодки и т.д. Обязательно снять автомобиль с регистрационного учета в ГИБДД. То есть выполнить те работы, которые повысят стоимость авто и ускорят его последующую продажу.

И, наконец, самое важное: цена автомобиля. Если новое авто имеет свою определенную стоимость, то цены на подержанные автомобили имеют большой диапазон. В этой области в России разгул стихийного рынка. Каждая сторона стремиться извлечь для себя как можно больше выгоды. Поэтому четких правил назначения цены пока нет. Однако в этом вопросе намечается некоторое просветление.

Научно-исследовательским автомоторным институтом уже разработан каталог рекомендованных цен на подержанные автомобили. В нем учтены марки машин, год выпуска, варианты комплектации и так далее. Осталось лишь добиться повсеместного применения данного каталога. Ну а пока размер комиссии по системе трейд-ин в среднем по России составляет 10-20% от рыночной стоимости автомобиля, бывшего в употреблении.

Несмотря на существующие преграды трейд-ин все же завоевывает популярность. Прежде всего, система удобна для тех, кто готов потерять определенную сумму комиссии, но взамен избавиться от поисков покупателя, осмотра, оценки, торга с потенциальным покупателем.

Кроме того, сведен к минимуму риск «нарваться» на недобросовестных покупателей, так как гарантом чистоты сделки купли-продажи автомобиля выступает автосалон. Поэтому можно сделать вывод, что за системой трейд-ин в России большое будущее.

Share and Enjoy:
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz
  • БобрДобр
  • Memori.ru
  • МоёМесто.ru
  • Сто закладок